Нагвали Вудуки (nw) wrote,
Нагвали Вудуки
nw

Categories:

О дикости

Дикость человека — это степень влияния инстинктов на практическое поведение человека. Хорошо известно, что поведение тех же насекомых — полностью инстинктивно. Неспроста само понятие инстинкта было впервые предложено на основании изучения поведения именно насекомых. Такое поведение, даже очень сложное, представляет собой вполне жесткую поведенческую программу, принципиальных отклонений от которой тварь не допускает — или так, или никак. В новой для такого животного обстановке его поведение становится бессмысленным — в этом его главный недостаток.

В ходе же эволюции позвоночных, по мере усложнения нервных систем, поведенческие программы становятся все более гибкими — врожденные инстинкты (поведенческие схемы) все больше становятся лишь тенденциями, уходя от жесткой детерминированности действий. И, наконец, у наиболее продвинутых в этом отношении существ появляется способность к сложной деятельности, не регулируемой инстинктами напрямую. Однако проблема состоит в том, что способность к такой деятельности вовсе не выключает врожденные инстинкты — они все равно действуют параллельно, иногда противореча, иногда помогая.

Этот факт подтверждается нейрофизиологией — отдельные мозговые структуры, при всей их взаимосвязанности, обладают достаточно высокой степенью автономности в обработке информации. Поэтому и принимаемые ими решения — столь же автономны, что и вызывает к жизни душевные муки, раздрай, терзания, т.е. внутренние противоречия. О людях, страдающих таким внутренним антагонизмом, часто говорят, что они — «не в ладах с собой». Происходит это потому, что инстинктивные и рассудочные мотивации в поведении человека имеют сравнимый порядок величины. И, что особенно важно, отношение степени влияния первых и вторых может сильно разниться от особи к особи. И вот именно это отношение и выражает понятие дикости. Итак,

Дикость = Инстинкты/Рассудок

Понижение дикости (т.е. увеличение способности к рассудочному поведению) — генеральная линия эволюции Homo Sapiens как вида.

Если некто почти не подвержен влиянию своих инстинктов и живет только рассудком, то дикость такого человека крайне низка. Однако в реальности такие люди далеко не всегда благоприятно воспринимаются окружающими — их находят скучными, пресными, занудными и непонятными (и это притом, что эмоции могут быть им вовсе не чужды).

И наоборот — диковатый в своем поведении человек, охотно ведущийся на голос своих инстинктов, часто воспринимается как яркая, интересная и захватывающая личность, хотя в реальности контакт с таким человеком может доставлять очень много хлопот, проблем и даже приводить к трагедиям. Да и яркость его как личности при более пристальном рассмотрении часто оказывается иллюзорной. И этому есть объяснение — ведь инстинктивно «правильное» поведение одного человека с большой вероятностью вызовет в окружающих инстинктивные же отклики, ярко окрашенные эмоционально. Неспроста среди диковатых людей так много деятелей искусств.

Понятие дикости — отнюдь не тождественно понятию некультурности. На бытовом уровне дикость воспринимается скорее как эмоциональность, импульсивность, но совсем не обязательно как некультурность. Ведь инстинктивные программы, обнаружив совпадение каких-то факторов внешней обстановки с внутренними шаблонами (сигнальными признаками), порождают соответствующие эмоции — и диковатый человек охотно им подчиняется.

Человек же с низким уровнем дикости, испытывая точно такие же (по силе) эмоции, способен поступать им вопреки.

Уровень дикости (в дальнейшем УД), как и способность наезжать (СН), определяется, главным образом, генетически и условиями внутриутробного развития. УД весьма слабо меняется в ходе воспитания и образования, однако сам может влиять и на восприимчивость индивидуума к воспитанию, и на способность к получению того или иного образования. Нередко случается, что человек с серьезным научным образованием вообще не доверяет своим знаниям в житейских вопросах, полагаясь только на чувства. И наоборот — человек безо всякого образования в сложных ситуациях действует предельно рассудочно.

Дикость прямо влияет на отношение к иерархической борьбе. Человек с низким уровнем дикости живет как бы вне первобытной иерархии — ему никто не указ, и сам он не стремится никого подавлять. Диковатый человек наоборот — очень чуток к крутизне окружающих. Малейшее проявление окружающими уступчивости он воспринимает как сигнал к необходимости наезда и презентации в стиле «чьи в лесу шишки». Встреча же с кем-то (или чем-то), явно его превосходящим, вызывает у такого паралич воли и гнусное заискивание.

Фактически дикость (или УД) является показателем средней силы всех инстинктивных программ поведения человека.

Резюме:

Дикость — это показатель отношения силы врожденных инстинктов к рассудочному поведению.
Чем выше уровень дикости (УД), тем в большей степени человек является рабом своих чувств, импульсов и настроения. Отсюда понятно, что женщины, в целом, — существа более дикие (т.е. менее развитые в эволюционном смысле), нежели мужчины. Именно для женщин очень характерна модель поведения по принципу «только так или никак», «все или ничего», «черное или белое» и т.п. Какие уж там 256 градаций серого... Неспроста также среди женщин практически не встречаются гении.
Дикость имеет лишь косвенное отношение к интеллекту и культуре, равно как и к темпераменту (в смысле холерик, флегматик и т.д.).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments